Всенощное бдение накануне праздника Входа Господня в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Всенощное бдение 

Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, в храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, настоятель мужского монастыря, игумен Гурий (Прокичев), совершил всенощное бдение. Настоятелю сослужило духовенство монастыря.
На великой вечерне иеромонах Павел (Перелыгин), совершил литию с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
На утрени, по прочтении Святого Евангелия отец Гурий, совершил освящение верб в воспоминание торжественного Входа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Иерусалим.
Также было совершено помазание освященным елеем верующих, собравшихся в храме накануне праздника.
По окончании богослужения настоятель благословил собравшихся и поздравил всех с праздником.

 

Фотоотчёт  со службы.

 

Икона Богородицы Остробрамская

Икона Богородицы Остробрамская (Виленская)

День памяти 27 апреля

Икона Богородицы Остробрамская Виленская

Икона Божией Матери Виленская-Остробрамская во всех отношениях необыкновенна — это касается и иконографии, и истории этого образа, и его почитания. Происхождение иконы точно не установлено. Долгое время считалось, что она была создана в Херсонесе, откуда её впоследствии вывез в Вильно литовский князь Ольгерд, воевавший с татарами. Другая версия говорит о том, что икона чудесным образом явилась над Острыми вратами Вильно (на Острой Браме). Согласно некоторым данным, она была создана в XVI-XVII веках Польше или Литве по западноевропейским образцам. Тайна, окутывающая происхождение образа, отнюдь не уменьшает любовь и почитание, которыми окружают его верующие .

Данная икона Виленской-Остробрамской Божией Матери многими особенностями выделяется из ряда православных богородичных икон. В отличие от большинства из них, данный извод изображает Богоматерь без Младенца. Приснодева, изображённая на небесно-голубом фоне, облачена в бело-голубые одежды с золотыми цветами, символизирующие её чистоту и целомудрие, а также устремлённость к Богу. Чело Богоматери венчает двухъярусная корона — ещё одна необычна деталь этого извода — а вокруг головы сияет лучистый нимб. Опущенный вниз кроткий взор и скрещенные на груди руки Пречистой Девы свидетельствуют о смиренном молитвенном поклонении. Это сближает иконографию Остробрамской Богоматери с иконографией Богоматери «Знамение» и даже позволяет причислять её к этому типу. Считается, что на иконе Остробрамской Божией Матери образ Девы явлен в момент принятие ею Благой Вести: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1.38). Поясное изображение Богородицы снизу поддерживается золотым полумесяцем (эта деталь появилась на окладе образа в середине XIX века, в качестве вотивного дара). Над полумесяцем помещается условное изображение Голгофы с крестом — это символ великой жертвы, принесённой Богоматерью всему человечеству.

История происхождения образа.

Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии.  Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.  Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.  По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 г.  Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском (или Остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.  В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня.  На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами.  В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.  В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.

Чудотворная икона Виленской-Остробрамской Божией Матери почитается верующими одинаково как  католиками, так  и православными.  Считается, что она защищает  от всяческих бед и дом от недобрых людей и нечистых помыслов, хранит мир и любовь в семье.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!
Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
К кому бо возопиим Владычице К кому прибегнем в горестех наших, аще не к Тебе, Царице Небесная Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным Кто паче Тебе в напастех защитит Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.
О, Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Приими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.
Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния // всем с ве́рою притека́ющим.

Воскрешении праведного Лазаря

Праведный Ла́зарь Четверодневный, Кити́йский, друг Божий, епископ.

Лазарева, или Вербная, суббота — это суббота шестой седмицы Великого поста. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря Четверодневного.

Воскрешение праведного Лазаря

События Лазаревой субботы

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов. Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Воскрешение праведного Лазаря

Кем был Лазарь?

Праведный Лазарь жил в Вифании (пригороде Иерусалима) и был богатым и известным в Иудее человеком. Откуда мы знаем об этом? Евангелие говорит, что у него были слуги (Ин. 11: 3), и что его сестра Мария помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3). Кроме того, после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, куда оплакать его пришло множество иудеев, в том числе из Иерусалима (Ин. 11: 31, 33). Чтобы проститься с Лазарем, они пешком шли в Вифанию порядка трех километров. Праведный Лазарь – единственный человек, которого Христос в Писании называет своим другом. И вот Лазарь, которому всего-навсего около 30 лет, заболевает, болезнь кажется опасной. Сестры спешат к Спасителю за помощью, потому что знают: Он может исцелить любую болезнь. Но Христос не идет с ними в Вифанию. Он дает своему другу умереть, быть похороненным, начать разлагаться… А потом приходит и возвращает его к жизни. Спаситель говорит, что именно так воскреснет в будущем каждый из нас.

Одно из именований праведного Лазаря – «Четверодневный». Почему Христос воскресил его именно на четвертый день? Согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить. Христос не случайно ждал именно до четвертого дня, и именно поэтому воскрешение Лазаря так поразило всех, кто его видел. Поэтому же чудо воскрешения Лазаря как бы превосходит чудо воскрешения дочери Иаира, которое случилось вскоре после ее смерти.

Сведений о жизни праведного Лазаря после воскресения до нас дошло немного. После воскресения жизнь Лазаря не была безоблачной. Чудо не обрадовало, а разозлило иудейских начальников. По преданию, после воскресения Лазарь прожил еще  30 лет.  Он стал одним из первых епископов христианской Церкви. После убийства святого первомученика Стефана гонители посадили Лазаря в лодку без весел и отправили по морю прочь от Иудеи. Вместе с ним были ученик Господень Максимин и святой Келидоний (слепой, которого исцелил Христос), а лодку прибило к берегам Кипра.  Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву, которые возвели его в сан епископа города Китии (современная Ларнака).

Предание говорит, что на Кипре епископа Лазаря посетила Сама Пресвятая Богородица. Лазарь, желая увидеть Богородицу, отправил за Ней корабль. Богоматерь и сопровождавший Ее апостол Иоанн Богослов отправились в путь. И судно было отнесено бурей к Афону, но затем они благополучно достигли Кипра, где Божья Матерь подарила Лазарю сшитые Ею святительский омофор и поручи.

После воскрешения святой Лазарь жил на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. После смерти его похоронили в Китионе (Ларнаке), а над гробницей в конце IX века построили храм, который сохранился до наших дней. Во время реставрации в 1972 году здесь был обнаружен мраморный ковчег с мощами и надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Научная экспертиза подтвердила подлинность останков.

«Борьба веры и неверия происходит не в области отвлеченной мысли, а является как частный вид борьбы добра и зла в душе нашей, борьбы страстей и совести».  Митр. Антоний (Храповицкий).

На Кипре праведный Лазарь почитается с особенной теплотой. Почитают святого праведного Лазаря также мусульмане и католики.

В Православной же Церкви Лазаря вспоминают на шестой неделе Великого поста, вечером этого дня, накануне Вербного воскресенья, как и в сам день праздника Входа Господня в Иерусалим .

 

Тропарь Лазаревой субботы, глас 1

Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

Символ праздника Входа Господня в Иерусалим

Букеты из вербы

Дорогие братья и сестры!  Приглашаем всех желающих приобрести освященные букеты из вербы, которые с любовью сделали наши флористы .  Освященные букеты с вербой будут радовать вас и украшать ваш дом на протяжении всего года.

 

За неделю до Пасхи верующие отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим, в народе именуемый Вербным воскресеньем. Главный атрибут этого праздника – веточки вербы. Освященная верба заменяет собой ветви пальмы. Когда Господь вошел в Иерусалим, Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Букеты можно будет приобрести в иконной лавке нашего храма.

Наш адрес: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко 120/1.
Информация по телефону: +7 (383) 314-81-47(иконная лавка).