Великомученик Георгий Победоносец

 Сегодня 6 май  Церковь вспоминает Великомученика Георгия Победоносца 

Великомученик Георгий Победоносец

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии, вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклетиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» – повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и, царица Александра, супруга Диоклетиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали.

 

Тропарь, глас 4

́Яко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих врач,/ правосла́вных побо́рниче,/ победоно́сче, великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Величание

Велича́ем тя,/ страстоте́рпче святы́й (имярек),/ и чтим честна́я страда́ния твоя́,/ я́же за Христа́// претерпе́л еси́.

Великая Пятница. Вынос Плащаницы.

 

 Вынос Плащаницы. Чин погребения.

3 мая 2024 года, в Великий Пяток — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, настоятель монастыря игумен Гурий (Прокичев) возглавил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в храме Епархиального мужского монастыря в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Город Новосибирска .
В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа. После этого к Плащанице приложились все желающие.
Затем настоятель совершил малое повечерие, на котором был прочитан канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы».
В канун Великой Субботы, игумен Гурий (Прокичев), совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса. На Утрени Великой субботы пелась 17-я кафизма с «Похвалами», был исполнен канон с ирмосами. После великого славословия с пением погребального «Святый Боже» был совершен крестный ход с Плащаницей вокруг храма.
Затем перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8). Было прочитано евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).

В Страстную Пятницу люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным подтверждением того, что сделал для человечества Иисус Христос. Его муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.

 

 

Всенощное бдение накануне праздника Входа Господня в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Всенощное бдение 

Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, в храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, настоятель мужского монастыря, игумен Гурий (Прокичев), совершил всенощное бдение. Настоятелю сослужило духовенство монастыря.
На великой вечерне иеромонах Павел (Перелыгин), совершил литию с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
На утрени, по прочтении Святого Евангелия отец Гурий, совершил освящение верб в воспоминание торжественного Входа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Иерусалим.
Также было совершено помазание освященным елеем верующих, собравшихся в храме накануне праздника.
По окончании богослужения настоятель благословил собравшихся и поздравил всех с праздником.

 

Фотоотчёт  со службы.

 

Икона Богородицы Остробрамская

Икона Богородицы Остробрамская (Виленская)

День памяти 27 апреля

Икона Богородицы Остробрамская Виленская

Икона Божией Матери Виленская-Остробрамская во всех отношениях необыкновенна — это касается и иконографии, и истории этого образа, и его почитания. Происхождение иконы точно не установлено. Долгое время считалось, что она была создана в Херсонесе, откуда её впоследствии вывез в Вильно литовский князь Ольгерд, воевавший с татарами. Другая версия говорит о том, что икона чудесным образом явилась над Острыми вратами Вильно (на Острой Браме). Согласно некоторым данным, она была создана в XVI-XVII веках Польше или Литве по западноевропейским образцам. Тайна, окутывающая происхождение образа, отнюдь не уменьшает любовь и почитание, которыми окружают его верующие .

Данная икона Виленской-Остробрамской Божией Матери многими особенностями выделяется из ряда православных богородичных икон. В отличие от большинства из них, данный извод изображает Богоматерь без Младенца. Приснодева, изображённая на небесно-голубом фоне, облачена в бело-голубые одежды с золотыми цветами, символизирующие её чистоту и целомудрие, а также устремлённость к Богу. Чело Богоматери венчает двухъярусная корона — ещё одна необычна деталь этого извода — а вокруг головы сияет лучистый нимб. Опущенный вниз кроткий взор и скрещенные на груди руки Пречистой Девы свидетельствуют о смиренном молитвенном поклонении. Это сближает иконографию Остробрамской Богоматери с иконографией Богоматери «Знамение» и даже позволяет причислять её к этому типу. Считается, что на иконе Остробрамской Божией Матери образ Девы явлен в момент принятие ею Благой Вести: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1.38). Поясное изображение Богородицы снизу поддерживается золотым полумесяцем (эта деталь появилась на окладе образа в середине XIX века, в качестве вотивного дара). Над полумесяцем помещается условное изображение Голгофы с крестом — это символ великой жертвы, принесённой Богоматерью всему человечеству.

История происхождения образа.

Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии.  Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.  Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.  По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 г.  Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском (или Остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.  В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня.  На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).

Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами.  В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.  В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.

Чудотворная икона Виленской-Остробрамской Божией Матери почитается верующими одинаково как  католиками, так  и православными.  Считается, что она защищает  от всяческих бед и дом от недобрых людей и нечистых помыслов, хранит мир и любовь в семье.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!
Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
К кому бо возопиим Владычице К кому прибегнем в горестех наших, аще не к Тебе, Царице Небесная Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным Кто паче Тебе в напастех защитит Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.
О, Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Приими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.
Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния // всем с ве́рою притека́ющим.