Торжество Православия.

24 марта Церковь празднует Торжество Православия.

В воскресенье 24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, в  храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской,  города  Новосибирска , настоятель Епархиального  мужского монастыря игумен Гурий (Прокичев) совершил Литургию святителя Василия Великого  и обратился к верующим с  проповедью.  По окончании Литургии иеромонах Павел (Перелыгин)  совершил чин Торжества Православия.

 

Торжество Православия.

 

Этот праздник был установлен в ознаменование полной победы над иконоборческой ересью.

Этому предшествовал долгий период преследования православных христиан. Иконоборцы не только запрещали писать иконы с образами Спасителя и Пресвятой Богородицы, но и отрицали почитание их земной святости. В эти темные времена варварски сжигали святые мощи и образы, а православных бросали в застенки, пытали и казнили. Это приводило к внутрицерковному расколу и ослаблению веры.

Только в конце 8 века, на Седьмом Вселенском Соборе, иконоборцев осудили как еретиков, а почитание святых икон было окончательно восстановлено. Константинопольский патриарх в честь этого события установил праздник Торжества Православия, который с тех пор ежегодно отмечается в первый воскресный день Великого поста.

В одной из своих проповедей в праздник Торжества Православия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «По милости Божией поклонение святым иконам сыграло очень важную роль в сохранении Православия. Оно имело очень большое значение для воспитания благочестия, для укрепления молитвенного чувства людей. И, наверное, Церковь была бы совсем иной,…если бы не был утвержден этот важный догмат о почитании священных изображений, поклоняясь которым, мы возносим молитву Первообразу, Господу и Спасителю, Его Пречистой Матери и святым угодникам. По милости Божией благодаря сохранению этого догмата развилось такое явление в мировой культуре, как церковное искусство. Прекрасные иконы, которые стали шедеврами, иные прекрасные изображения — все это обогатило изобразительное искусство и культуру, и одухотворило настолько, что многие из произведений иконописи стали подлинными святынями, через которые благодать Божия нисходит на поклоняющихся им людей».

Много веков назад Церковь отстояла истину Боговоплощения, подтвердила явление Триединого Бога в разных видимых образах. Эти образы запечатлены не только в иконах. Святитель Андрей Критский называл «словесными иконами» все догматы Церкви, учения и наставления святых отцов.

Слово Православие состоит из двух смысловых корней: «правильно» и «славить». Именно в этом и заключается ключевая суть молитвы – не столько просить, сколько благодарить Господа и славить. Не случайно, Торжество Православия отмечается в первое воскресенье Великого Поста, день, завершающий особое молитвенное усердие первой седмицы Святой Четыредесятницы. Вспомним, как в Великом каноне Андрея Критского, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы «православно величаем».

Святые отцы утверждали, что именно славословие является высшей ступенью молитвы, поскольку отражает чистую и бескорыстную радость души о Господе. Мои дорогие, именно так я и призываю вас помолиться в праздничный день Торжества Православия. Помолимся за нашу Русскую Православную Церковь, за наше Отечество. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух чистой молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!
Если говорить о духовном смысле праздника для верующих, для их духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество веры и начинается.

В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подитог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу . Все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе.

Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина — это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия. Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь.  Эта логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.

Торжество Православия проявляется в нашей христианской любви и уважении друг к другу. Каждый из нас создан по образу и подобию Божию, и смертное тело – лишь вместилище для бессмертной души. Давайте,  каждым своим поступком, словом и мыслью, каждым движением сердца подтверждать – мы достойны своего Создателя и Спасителя, достойны Торжества Православия.

 

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *