Освящение колива в пятницу первой седмицы Великого Поста.

Литургия Преждеосвященных Даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме.

Сегодня 22  марта, в пятницу первой недели Великого поста после заамвонной молитвы, в  храме  в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, Епархиального мужского монастыря ,  иеромонах Петр (Курилкин) сослужил молебен святому мученику Феодору Тирону и освятил коливо. Вместе с ним  сослужил диакон Димитрий Мелехин. По окончании богослужения  отец Петр произнес проповедь и благословил молящихся.

Традиция освящения колива

Пятый день Великого Поста – особый. По окончании второй в этом году литургии Преждеосвященных Даров на средину храма выносится большой сосуд, наполненный зернами, вареными с медом, орехами, сухофруктами, и звучит молебный канон святому великомученику , жившему в далеком от нас IV в. – Феодору и благословляется в честь его коливо. Традиции освящения колива уже более полутора тысяч лет.  Празднование это установлено по следующему случаю.

 

Коливо — это греческое слово, которым у греческих христиан издавна принято называть пшеницу (либо другие злаки), сваренные с медом. Именно этой, самой простой пищей, питались самые бедные жители древнего Рима. Впоследствии в Церкви коливо стало ритуальной пищей, которая издавна:

  • освящалась на память великих святых, на большие праздники;
  • приносилась как поминальная в дни особой молитвы Церкви о усопших;
  • наконец, с 362 г. особым случаем освящения колива стала первая седмица Великого Поста. Поэтому у этой традиции имеются исторические причины –  породившие и особый «статус» колива в церковном обиходе вообще.
Мучение св. вмч. Феодора Тирона.

Чудо святого Феодора Тирона, который претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в.  случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. Годы с 361 по 363 от Рождества Христова были очень непростыми для христиан: на престоле Римской империи тогда был Юлиан, прозванный «Отступником» за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить в империи язычество.

Начались не только репрессии – известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления – но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой христиан. Так, на первой седмице Великого Поста 362 г. император велел окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили своим «богам» все, что продавалось на рынке в Константинополе, ввиду чего, по его мнению, христиане оказывались вынуждены вкусить «идоложертвенную» пищу, тем не просто нарушив пост, но – как бы почтив «богов».  При этом о замысле императора христиане не знали.  Ну а дальше произошло вот что: Предстоятелю Константинопольской Церкви, архиепископу Евдоксию, явился не во сне, но наяву, как живой, неизвестный человек, который повелел:  «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью»; на недоуменный вопрос архиерея, чем же питаться тогда верным, человек этот сказал: «Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений». Никто не остался голодным, и Великий пост не был нарушен.  При этом оказалось, что слово «коливо» было незнакомо архиепископу, так что святой пояснил, что это – пшеница, сваренная с медом. Тогда же он назвал и свое имя – Феодор, пострадавший за Христа.

Говоря об этом чуде, стоит обратить внимание, посредством кого действует Господь. Архиепископ Евдоксий был арианином. Почему же великомученик Феодор Тирон является именно ему? Потому что только через этого человека можно было донести предупреждение до людей — православного архиепископа в городе не было, Евдоксия же, в силу его положения, могли услышать все.  В этом событии усматривается промышление Божие. Господь приходит на помощь не только тогда, когда нужно пресечь явное злодеяние, но и когда нужно изобличить подлый замысел. Господь открывает верующим этот замысел, тем самым показывая, как он заботится о чадах Своих.

Этот случай,  положил начало не только традиции церковного употребления колива, но и почитанию святого, который этим чудом стал известен Церкви.  Как память о чуде, все последующие годы Церковь в субботу первой седмицы Великого Поста стала освящать коливо и раздавать его народу. Впоследствии традиция перешла из Византии и на Русь – и сохранилась  до наших дней.

 Мы чтим эту традицию, как чтим историю Церкви. В этот день в храмах совершается первый уставной молебен Великим постом. Он совершается на первой, самой строгой седмице Святой Четыредесятницы. Освящение колива не предполагает большого торжества, ведь идет строгий пост, время сугубого покаяния и молитв.

Тропарь святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый / Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *