Рождественские жемчужины: таинственная глубина песнопений. Продолжение.

О чём говорят песнопения Рождества.

Часть 2.

Начинается праздник Рождества великой вечерней, которая в древности служилась в сумерках Сочельника, а сейчас совершается сразу после Царских часов.

И здесь мы слышим множество дивных, трогающих душу песнопений. Особенно хочется сказать об одном из них. Это стихира, которая поется в самом начале службы: «Что Тебе́ принесе́м, Христе́, я́ко яви́лся еси́ на земли́ я́ко Челове́к нас ра́ди? Ка́яждо бо от Тебе́ бы́вших тв́арей благодаре́ние Тебе́ прино́сит: А́нгели – пе́ние; небеса ́– звезду́; волсви́ – да́ры; па́стырие – чудо; земля́ – верте́п; пусты́ня– я́сли; мы же – Ма́терь Де́ву. И́же пре́жде век, Бо́же, поми́луй нас».

Сама по себе эта стихира величественна и трогательна одновременно. Что мы, Господи, можем Тебе принести в благодарность за Твою милость к нам, за Твоё добровольное обнищание ради нас, за наше искупление?! Поистине, ни на небе, ни на земле не найдётся ничего не то что равноценного, а хоть мало достойного Твоего Дара! Но, не желая остаться неблагодарным, каждое Твоё творение приносит Тебе самое драгоценное, что у него есть.

Не случайно в этой стихире красной нитью проходит тема приношения: в древности она пелась на Литургии в Сочельник и в сам праздник Рождества вместо Херувимской песни, когда приносятся хлеб и вино для совершения Бескровной Жертвы.  Кроме того, песнопение интересно ещё и тем, что оно, одно из весьма немногих, нашло отражение в иконографии – т.е. икона была написана точно по тексту стихиры.

Читать далее

Рождественская служба

Праздничное Рождественское богослужение

В ночь с 6 на 7 января совершена Божественная литургия в честь  праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, настоятель Епархиального мужского монастыря игумен Гурий (Прокичев) совершил великую вечерню в храме в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской города Новосибирска.

В Рождественскую ночь служили: игумен Филарет (Рекайкин),иеромонах Петр (Курилкин),  иеромонах Павел (Перелыгин), диакон Димитрий Мелехин.

Песнопения великой вечерни исполнил певчие клироса храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

По окончании Литургии было зачитано Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви и совершено славление празднику.

 

Настоятель игумен Гурий (Прокичев)  поздравил сослужащие духовенство и молящихся прихожан с праздником Рождества Христова !

 

 

 

 

 

 

 

 

Рождественские жемчужины: таинственная глубина песнопений

О чём говорят песнопения Рождества.

Часть 1.

Вот и наступает великий праздник Рождества Христова, заканчивается долгий Рождественский пост. В церковных службах тема грядущего праздника постепенно занимает всё больше и больше места, вытесняя остальные. Прислушаемся к тому, что поется в эти дни в храмах.

Раньше всего, в самом начале поста, начинают петься ирмосы (начальные куплеты) Рождественского канона: «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите (встречайте)! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!» Эти слова, дышащие ликованием встречи с Господом, написал в VIII в. св. Косьма Маюмский, друг св. Иоанна Дамаскина (автора второго Рождественского канона). Он переложил на музыку слова из проповеди свт. Григория  Богослова: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс.95:1)! И скажу обоим в совокупности: «да веселятся небеса, и да торжествует земля» (Пс.95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды… Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Люди, сидящие во тьме неведения, да «видят великий свет» ведения (Мф.5:16). «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17)».

Читать далее

Великомученица Анастасия Узорешительница

Великомученица Анастасия Узорешительница, Римляныня, Иллирийская,

день памяти  4 января.

Святая великомученица Анастасия, родом римлянка, пострадала за Христа в гонение при Диоклетиане. Отец ее был язычником, мать – тайной христианкой. Учителем святой Анастасии в юности был благочестивый и образованный христианин Хрисогон. После смерти жены отец выдал святую Анастасию за язычника Помплия, но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство.
Переодевшись нищенкой, в сопровождении только одной служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру во Христа. Когда служанка рассказала обо всем Помплию, он подверг жену истязаниям и запер ее дома. Тогда святая Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал святую вооружиться терпением, прилепиться всей мыслью ко Кресту Христову, приготовляя себя к служению Господу, и предсказал скорую гибель Помплия в море. Через некоторое время, отправляясь с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа святая Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим.Диоклетиану донесли, что христиане, которыми наполнены темницы Рима, стойко переносят мучения. Тогда он приказал в одну ночь умертвить всех их, а Хрисогона прислать к нему в Аквилею. Святая Анастасия издали следовала за своим учителем.Император лично допрашивал Хрисогона, но не сумев склонить его к отречению, велел отрубить ему голову и бросить в море. Тело и усеченная глава святого мученика были вынесены волнами на берег. Их по Божественному откровению нашел некий пресвитер Зоил и, положив в ковчег, скрыл у себя дома.Тогда святой Хрисогон явился Зоилу и открыл ему, что близится мученичество Агапии, Хионии и Ирины – юных христианок, живших неподалеку, и повелел направить к ним святую Анастасию. Самому Зоилу Хрисогон предсказал скорую мирную кончину. Также в видении Хрисогон указал святой Анастасии путь к Зоилу. Придя к пресвитеру, она помолилась у мощей святого Хрисогона, а затем духовно укрепила трех дев перед пытками. Когда мученицы предали души Господу, она сама похоронила их. Исполнив завещанное учителем, святая начала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила узникам. По своему подвигу святая Анастасия стяжала себе имя Узорешительницы, так как своими многими трудами разрешала от тяжких уз долговременных страданий многих исповедников Имени Христова.
Однажды она познакомилась с благочестивой молодой вдовой Феодотией и нашла в ней верную помощницу. Вскоре обе подверглись гонению. Святую Анастасию схватили, когда она находилась в Иллирии.После того, как по приказу Диоклетиана в течение одной ночи были уничтожены все узники-христиане, святая Анастасия пришла в одну из темниц и, не найдя там никого, стала громко рыдать. Тюремщики поняли, что она христианка, и отвели ее к правителю области, который пытался склонить святую к отречению от Христа, угрожая муками, а затем передал ее в руки Капитолийского жреца Ульпиана.Лукавый жрец предложил святой Анастасии выбор между роскошью, богатством и тяжкими страданиями, положив перед ней с одной стороны золото, драгоценные камни и одежды, а с другой – страшные орудия пыток. Языческое коварство было посрамлено невестой Христовой – святая Анастасия отвергла богатство и выбрала орудия пыток.Но Господь продлил путь земного подвига святой. Уязвленный красотой Анастасии, жрец решил осквернить ее чистоту, однако при первом стремлении прикоснуться к ней внезапно ослеп. Обезумев от боли, бросился он бежать к языческому храму, взывая к идолам о помощи, но по дороге упал и умер.Святая Анастасия вышла на свободу и вместе с Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам.

В скором времени святая Феодотия и три ее сына приняли мученическую смерть. Ее старший сын Евод смело держал себя перед судьей и кротко перенес побои. После долгих пыток их всех бросили в раскаленную печь.
Святая Анастасия была схвачена вторично и приговорена к голодной смерти. Она провела в темнице без пищи 60 дней. К мученице каждую ночь являлась святая Феодотия и укрепляла ее.

Увидев, что голод не причинил святой Анастасии никакого вреда, судья приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками. Среди этих людей был и гонимый за христианскую веру Евтихиан.
Когда корабль вышел в открытое море, воины просверлили в нем отверстия, а сами пересели в лодку. Узникам явилась святая Феодотия и повела корабль к берегу.

Выйдя на сушу, чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и были крещены святыми Анастасией и Евтихианом.
Вскоре все они были схвачены и отданы на мученическую смерть. Святую Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду.

В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный неподалеку от Святой Горы Афон монастырь святой Анастасии Узорешительницы.

Велико сострадательное служение ближним! Не случайно, что Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест — путь к спасению, в сосуде — святой елей, врачующий самые неизлечимые раны. Узорешительница — значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей и маловерия.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице

О, многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты́ душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же да́нною тебе́ благода́тию разли́чная соверша́еши исцеле́ния; при́зри у́бо ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди и моля́щияся пред ико́ною твое́ю, прося́щия твоея́ по́мощи, простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы о на́с и испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний на́ших, по́мощи в труда́х милосе́рдых, укрепле́ния ду́ха в служе́нии, кро́тости, смире́ния и послуша́ния, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и во у́зах су́щим ско́рую по́мощь и заступле́ние, умоли́ Го́спода, да пода́ст все́м на́м христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, да сподо́бимся и мы́ ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.