Работа круглого стола

8 декабря митрополит Новосибирский и Бердский Никодим принял участие в работе круглого стола с участием Преосвященных, игуменов, игумений и монашествующих из епархий, расположенных на территории Сибирского федерального округа, на тему: «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях».

Участников конференции приветствовали главы всех митрополий Сибирского федерального округа.

Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим, обращаясь к собравшимся, отметил актуальность темы круглого стола, учитывая последние события на Украине, где гонениям и преследованиям подвергаются архипастыри, священнослужители и миряне канонической Украинской Православной Церкви.

«Как в годы репрессий деятельность государства была направлена на разрушение Церкви и дискредитацию Православия, так и ныне в новых националистических формах проявляется подобное: массовые захваты храмов, регулярные обыски, задержания, аресты, допросы священнослужителей, лишение их имущества и гражданства.
В этих испытаниях, где православные христиане проверяются на верность Господу и Его Святой Церкви, мы должны обратить свой взор на святых новомучеников и исповедников XX века.

Особенно в этом может помочь пример святых, которые жили и подвизались на Сибирской земле, служили в храмах наших епархий. Обращая к ним свои молитвы, мы имеем великих ходатаев перед Богом.
Путь каждого подвижника к Богу был особенный. Конечно необходима большая историческая и научная работа, которая бы подробно описала эпоху гонений XX века.

Сибирская земля, несмотря на ее отдаленность от центра церковной жизни, всегда была одной из значимых частей Русской Православной Церкви, поэтому изучение исторических процессов на ее территории представляет несомненный интерес.

В последнее время во всех епархиях проводится большая работа, направленная на сохранение памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших.
Стоит отметить и то, что согласно Рекомендациям, утвержденным на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в декабре 2022 года, постригаемым, при монашеских постригах даются имена новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Священноначалием Русской Православной Церкви утверждаются празднования Соборов святых митрополий. Это подвигает верующих поближе познакомиться с житиями малоизвестных новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений, а также с житиями подвижников благочестия, подвизавшихся в их краях, укреплять свою душу примерами их жизненного подвига.

Необходимо, чтобы мы осознали святость новопрославленных святых, а также понимание того, что они молитвенно участвуют в нашей жизни.
Церковь призывает всех нас хранить память о трагических страницах нашей истории, прилагать усилия к увековечению памяти жертв гонений на веру.

По молитвам же всех Сибирских святых, да благословит Господь миром и благоденствием наши земли чтобы духовная жизнь воссияла на них во всей её полноте!»

От Новосибирской митрополии с докладом «Подвижники благочестия Новосибирской епархии в годы гонений» выступил иеромонах Симон (Истюков), насельник Епархиального Михайло-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Новосибирской области.

Остаток рая

Остаток рая

«Добрая христианская семья — ограждение чистых нравов,  почва для насаждения добра в человечестве,  орудие и  средство для распространения  и утверждения на земле   Святой  Христовой Церкви» —  протоиерей Серафим Слободской.

Пожалуй, из всех традиционных ценностей в наше время наибольшему разрушительному влиянию подвергается семья. Разводы стали обычным делом, а многие и вообще штамп в паспорте считают пустой формальностью. Какое страшное заблуждение!

По словам блаженного Августина, семья – это остаток рая на земле, но стать раем семья может только в том случае, если строится по заповедям Христовым. А бедные люди, желая жить по своим страстям, сами себя лишают этого рая, как некогда Адам и Ева.

Но какой должна быть семья по замыслу Божию?
Прежде всего, это должен быть законный, зарегистрированный брак. Пресловутый штамп в паспорте – это знак того, что мужчина берёт на себя ответственность за защиту и обеспечение своей семьи, а женщина обязуется в ответ дарить ему уют, тепло и покой. Все остальное, какими бы красивыми словами ни прикрывалось, – это блуд, один из смертных грехов, а также полная безответственность мужчины и полная беззащитность женщины.

Читать далее

Урок в Воскресной школе, к празднику Введение во храм Пресвятой Богородицы

Урок в Воскресной  посвященный двунадесятому празднику Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

 

Сегодня на занятии по Закону Божиему с детьми  и родителями вспоминали событие, как святые праведные Иоаким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Презентацию  продемонстрировал и озвучил события праздника настоятель игумен Гурий.  Он рассказал  как родители Богородицы исполнили свой обет — посвятить долгожданную дочь Богу. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.  Рассматривали икону Праздника. Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени, а дальше Она неожиданно для трехлетнего ребенка быстро и уверенно взошла по этой лестнице, которая символизирует духовную лествицу еще большего духовного возрастания Богородицы до того подвига, который Ей предстоит совершить. Отец Гурий подробно освятил смысл праздника и иконографию. Были прослушан  тропарь и кондак Праздника в исполнении сестер Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска.

Затем дети продолжили занятия  по  творческой работе в технике пластилинографии на тему : «Иерусалимский храм».

Сегодняшний праздник напомнил  о посвящении нашей жизни и жизни наших детей Богу!

Читать далее

Святой апостол и евангелист Матфей

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ (†60)

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ 

Апостол Матфей — один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем…После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом.

Святой Апостол и Евангелист Левий Матфей, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера). Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря (сборщик податей и налогов). Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.
И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея.

И сказал ему:

Призвание апостола Матфея

— Иди за Мной!
Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом.

Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение.

Господь  не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3:

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве, моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4:

Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный.