Икона Богородицы Муромская

 

25 апреля  Церковь совершается память иконы Божией Матери «Муромская».

Муромская икона Божией Матери

На протяжении почти десяти веков эта икона, прославившаяся многочисленными чудесами и исцелениями, благоговейно почитается верующими не только городов Мурома и Рязани, но и всей России. Перед святым образом молятся о даровании благочестия, милосердия, кротости, чистоты и правды, о сохранении града и страны христианской, об избавлении от иноплеменных, о помощи в учении и даровании духа разума.

По преданию, чудотворная икона «Муромская» попала на Русь из Византии и первоначально находилась в Киеве. Святой благоверный князь Константин (Ярослав Святославович), потомок равноапостольного князя Владимира, получив в удел Муромское княжество, населенное язычниками, стремился просветить местных жителей светом христианской веры. Он отправил к муромцам своего сына Михаила в качестве посланника, но язычники убили его. Тогда князь Константин со своей дружиной подошел к городу, и жители были вынуждены признать его власть, но они упорно не желали принимать христианство. Не принуждая их креститься силой, князь непрестанно молился, чтобы Господь помог ему обратить их к истинной вере. На месте убиения своего сына он построил Благовещенский храм, куда и была перенесена из церкви при княжеской резиденции привезенная им из Киева икона, которая получила наименование «Муромская».

Не раз святой благоверный князь Константин призывал к себе старейшин города, убеждая их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и прибывшее с князем духовенство, но все было напрасно. В житии святого князя сказано, что горожане поклялись убить его, чтобы не принимать христианства.

Муромская икона Пресвятой Богородицы

Однажды толпа язычников подступила к княжескому дому, грозя Константину и всей его семье смертью. Князь с княгиней и сыном укрылись в Благовещенском храме и усердно молились о спасении, пока не услышали глас: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь смело вышел к бунтовщикам с «Муромской» иконой Пресвятой Богородицы в руках. Пораженные чудесным сиянием, исходившим от святого образа, язычники переменили свои намерения и сами пожелали принять Святое Крещение, которое и было торжественно совершено с теми же обрядами, как при святом Владимире в Киеве.

Второе чудо от Муромской иконы произошло в XIV веке, и было связано со святым епископом Рязанским Василием.

Смиренный и целомудренный владыка неутомимо трудился на ниве Божией в Муроме: он строил и восстанавливал храмы, просвещал невежественных язычников, укреплял сомневающихся. Такие высокие подвиги и добродетели стали ненавистны диаволу, которые употребил все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в муромцах подозрение в чистоте в целомудрии своего архипастыря. Обманутые диаволом горожане решили изгнать владыку из города, нашлись даже и такие, кто предлагал убить праведника.

Не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложив упование на Господа, владыка попросил дать ему время до утра. Всю ночь он молился в храме, а утром отслужил Литургию и молебен перед Муромской иконой Божией Матери. Взяв с собой этот чудотворный образ, епископ Василий отправился на берег Оки, чтобы навсегда покинуть город. Он положил на воду свою мантию, ступил на нее с иконой в руках и был отнесен ветром против течения до места, называемого Старая Рязань.

Святитель Василий Рязанский

Вот как в середине 1650-х годов описал это событие в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше».

Жители Мурома, пораженные и вразумленные этим чудом, пришли в себя, они стали просить владыку не покидать их: «Прости нас, грешных рабов своих, согрешихом пред тобою, отче святый, не забуди нас, рабов твоих», — но было уже поздно.

Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон, вышедший начинать службу, не мог произнести ни слова. Наконец он провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» Все присутствующие в храме поспешили на берег Оки и увидели святителя, стоя плывущего на мантии с образом Богородицы в руках.

С того времени в Муроме епископская кафедра была упразднена, а учреждена в Рязани, где и осталась чудотворная Муромская икона. В память того, что перед ней молился святой епископ Василий в горький час своего изгнания из Мурома, святой образ стали называть еще и «Моление святого Василия».

Через три года святитель Василий избрал местом жительства новую (т. е. нынешнюю) Рязань и там утвердил свою кафедру, туда же была перенесена и Муромская икона Пресвятой Богородицы. Впоследствии этот чудотворный образ был помещен над гробницей святителя Василия в рязанском кафедральном соборе Рождества Христова. После революции собор был закрыт, а икона пропала.

С Муромской иконы Божией Матери часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях.

В 1810 году по просьбе жителей Мурома указом Святейшего Синода 12 (25) апреля было установлено празднование Муромской иконе Божией Матери.

 

 

Тропарь, глас 4

Днесь све́тло красу́ется град Му́ром,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся, Тебе́ взыва́ем си́це:/ о Пречу́дная Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих/ и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак, глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,/ да не постыди́мся.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния/ всем с ве́рою притека́ющим.

Похвала Пресвятой Богородицы

 Похвала Пресвятой Богородицы — это торжественный праздник, совершаемый в субботу пятой недели Великого поста. Празднование было установлено в VII–IX веке ради неоднократного избавления Пресвятой Богородицей града Константинополя от нападения военных захватчиков (626, 668–685, 716–741 гг.).

История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

В конце июля 626 года при императоре Ираклии I (610–641) персидские и скифские войска начали усиленный штурм городских стен Царь-града, применяя при этом тяжелую технику. Тогда по благословению Византийского патриарха Сергия I (610–638) народ собрался на ночную молитву во Влахернскую церковь Пресвятой Богородицы, где хранилась святая икона Ее, написанная, по преданию, св. евангелистом Лукой. Потом, выйдя из церкви с чудотворной Влахернской иконой, все люди обошли крестным ходом по стенам города, прося помощи и заступничества Пречистой Девы. И тогда на море поднялась великая буря, которая разбила и потопила корабли противников.

Это событие имеет подробное описание в Синаксаре на 5-ю субботу Великого поста: «Патриарх же со всем множеством народа, Божественныя иконы Богоматере носяще, обхождаше по стенам града выше, и оттуду крепость себе собирая. Яко убо Сарвар от востока, Каган же от запада идяху, и огнем паляще ближняя Царя града…  Каган же скифянин от земных стран, к стенам Константина града подходит, со множеством бесчисленным воинством, крепко зело оружии утвержени. Толико бо множество бяше, елико единому гречину, с десятьми скифяны братися. Обаче же непобедимая Предстательница, с малыми зело воины, обретшимися в храме Ея, нарицаемем Пигии, многия от них погуби. Отсудуже грецы дерзновение приемше, от Воеводы не победимыя Божия Матере, онех крепко зело побеждаху. Возревше же на смирение граждане, не прияти быша.  Отвеща бо им Каган, не прельщайтеся Богом, в Онь же веруете. Утре бо веде ваш град прияти имам.  Граждане же слышавше, руце к Богу простираху. Совещашабося купно, Каган и Сарвар, от суши и от моря приити, и хитротворными браньми град прияти хотяше… Лодии же исполнь оружник, обходом моря, еже рог пазухи нарицается, противу храма Божия Матере Влахерне нарицаема. И абие бури силне морю припадше, и разделивши сие на разделение. С корабли бо всеми купно врази вси погибоша».

Читать далее

Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

Неувядаемый Цвет Чистоты 

икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
➖16 апреля Церковь празднует иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» была создана в XVI – XVII веке на Афоне. Литературной основой образа стали тексты гимна – акафиста, в котором Богородица и Иисус Христос сравниваются с неувядаемыми и благоуханными цветами. Существует много иконографических канонов этого образа. Пресвятая Богородица изображается как по пояс, так и восседающей на престоле. Обязательная деталь – это цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.Чаще всего Приснодеву Марию изображают с белой лилией – символом чистоты и непорочности. Но все эти образы объединяет общее название — «Неувядаемый Цвет».
«Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты», – обращается Церковь к Богоматери.

В России подобные иконы появились во второй половине семнадцатого столетия.  На Русь икону привезли паломники в XVII-XVIII веках. Наиболее известные чудотворные списки этой иконы есть в Москве, Воронеже, Кадоме, что под Рязанью, в Кунгуре. Затем и русские иконописцы стали использовать цветочные мотивы в своих работах, посвящённых Богородице.  Одним из первых икону «Неувядаемый цвет» написал в 1691 году мастер Московской оружейной палаты Тихон Филатьев. Его произведение отличается насыщенными оттенками и выглядит празднично. Фигуры Богоматери и Младенца Христа изображены в красных одеждах на фоне прекрасного дворца. Слева и справа от них — большие вазы с живыми цветами, символизирующие Рай. Пречистая Дева и Её сын представлены Небесными Царицей и Царём — их головы увенчаны коронами, в руке Иисуса скипетр — символ царской власти. Богородица держит жезл, покрытый цветами. Эта деталь заставляет вспомнить ветхозаветную историю из библейской книги Чисел. Там рассказывается, как пророк Моисей выбирал первосвященника. Он сложил посохи иудейских старейшин на ночь возле Ковчега Завета — главной святыни еврейского народа. И наутро Господь явил свою волю — посох праотца Аарона покрылся расцветшими белыми цветами. Изображая процветший жезл в руках Приснодевы, иконописец подчеркнул, что Она избрана Богом для своей миссии. Тихон Филатьев написал образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» для церкви Рождества Богородицы в Голутвино — одном из районов Москвы.

После революции 1917 года храм закрыли, древний образ передали в Третьяковскую галерею. Там он находится и сейчас.

Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

Тропарь, глас 5

Ра́дуйся, Богоневе́сто, же́зле та́йный,/ Цвет Неувяда́емый процве́тший,/ ра́дуйся, Влады́чице, Е́юже ра́дости наполня́емся // и жизнь насле́дствуем.

Кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния/ всем с ве́рою притека́ющим.

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

Память 14 апреля

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии.  Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью.  Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало.  Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.  Случилось это так.

По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю.  Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Читать далее