Святитель Макарий (Невский)

Макарий (Невский) (1835 — 1926), митрополит Московский и Коломенский, «апостол Алтая», святитель.

 

Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

В миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма. Михаил был крещен сразу и, ожидая смерти, помещен под святые иконы, но выжил. Это стало первым чудом в его жизни. С ранних лет он был связан с храмом и учился молитве на примере матери, которая не раз заставляла его молиться.

Семья испытывала лишения, и однажды, оставшись наедине с детьми, они были вынуждены есть клевер, когда кончился хлеб. Михаил сохранил нежность и любовь к молитве, а позже, став митрополитом, вспоминал свое детство и материнскую молитву, которая спасала его жизнь в опасных ситуациях. После поездки в Сибирь он обучался в Тобольском духовном училище, окончив его в 1854 году. Михаил мечтал о миссионерстве, что и стало его жизненным путем.

22 февраля 1855 года он вступил в Алтайскую миссию, где активно участвовал в гражданской и образовательной деятельности. 16 марта 1861 года М.А. Невский принял монашество, причем был назван именем основателя миссии, подвигу которого подражал.  19 марта был рукоположен во иеромонаха. В сане иеромонаха о. Макарий трудился над устроением новой обители в далекой окраине Алтая — в Чолушманской долине вблизи Телецкого озера.

В 1864 году он отправился в Санкт-Петербург для печати перевода богослужений на алтайский язык, занимаясь редактированием переводов, что дало старт алтайской письменности. Переводы на таких основаниях осуществлялись на Алтае впервые, и насколько обдуманно и осторожно они велись, видно из следующего. Иеромонах Макарий, «чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отделанные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина.»  Таким образом, принципы и приемы переводческой деятельности иеромонаха Макария, как и русский шрифт, принятый им для печатных изданий, напоминали то направление, к которому в то же время пришел Н.И. Ильминский. Лично же знакомство о. Макария с этим поистине «апостолом языков», как теоретически оправдало его в его работах, так было очень полезно в практическом отношении. Участие Николая Ивановича в алтайских переводах и вообще во всей просветительной системе Алтайской миссии, составившее светлую страницу в ее истории, осуществилось однако благодаря тому главным образом, что проводником его влияния сделался иеромонах Макарий.

  С июля 1868 года о. Макарий по приглашению Н.И. Ильминского, занимавшегося тогда исправлением и подготовлением к печати грамматики алтайского языка, составленной на Алтае свящ. В. Вербицким при ближайшем участии иеромонаха Макария, — жил в Казани, помогал Николаю Ивановичу в его труде и продолжал знакомство с его просветительной деятельностью. Близость же алтайского языка к казанско-татарскому помогла ему оказать незаменимую услугу самому Ильминскому, чрез организацию в Казани богослужения на татарском языке. По приезду в Казань  он продолжил работу по подготовке грамматики алтайского языка, а затем основал школьное дело, упрощая процесс обучения. В Казани о. Макарий жил до декабря 1869 года, причем в апреле этого года был вызываем архим. Владимиром, начальником миссии в Москву для участия в редактировании нового устава Миссионерского общества.

В 29 июня 1883 года Макарий был возведен в сан архимандрита, а в 12 февраля 1884 года стал епископом Бийским. В его управлении Алтайской миссии увеличилось количество церквей и новокрещенных. Он создал Катехизаторское училище, открывшие двери для разных народов, а также разработал мероприятия по борьбы с расколом.

26 мая 1891 года он был назначен епископом Томским и Семипалатинским, продолжая заботиться о просвещении, в том числе об открытии церковных школ. Следил за воспитанием детей духовенства, и при нем было значительно увеличено количество церковных учреждений.

С 25 ноября 1912 года по 1917 год был митрополитом Московским и Коломенским. Он оказался в центре церковных и политических интриг, что в итоге привело к его увольнению 20 марта 1917 года по настоянию обер-прокурора ,Святейший Синод, по просьбе Московского духовенства, уволил «за преклонностью лет» преосв. Макария на покой.  Этому решению предшествовали грубые действия обер-прокурора Св. Синода В.Н. Львова. Владыка Макарий сам рассказал о тех мерах воздействия, которые были применены к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой. Митрополит протестовал против своего увольнения и даже, после получения увольнительного указа запретил в священнослужении всех членов епархиального съезда и все московское городское духовенство . Утверждение, что митрополит Макарий был «ставленником Распутина», казавшееся весьма сильным в глазах некоторых недоброжелателей, в действительности было ложью. Искренний, честный, прямой Владыка свидетельствовал:  «С Распутиным я не имел никакого знакомства до назначения меня на Московскую кафедру, ни личного, ни письменного, ни через каких-либо посредников. Только по назначению моему на Московскую кафедру я получил в числе других коротенькую поздравительную телеграмму, подписанную неизвестным мне Григорием Новых. По прибытию в Москву, подобно другим посетителям, пришел ко мне и Распутин. Это было мое краткое — первое и последнее свидание с ним».

После многих лишений митрополит сохранил любовь к верующим и продолжал свою миссионерскую деятельность в Николо-Угрешском монастыре.  Большую радость доставляло митрополиту Макарию посещение его духовно близких ему людей. Несколько раз приезжал к нему в Николо-Угрешский монастырь патриарх Тихон (Белавин). Сохранилась совместная фотография. Бывал у митрополита Макария архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), обсуждавший с ним миссионерские дела на Алтае. Особое внимание оказывал митрополиту Макарию благоговейно чтивший его епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), уверенный в его святости. Об этом он писал в богатых жизненными подробностями воспоминаниях.

В 1925 году владыка хотел ехать на похороны патриарха Тихона, но не смог. А когда новый местоблюститель митрополит Петр (Полянский) приехал к старцу просить благословения на свое служение, владыка Макарий с любовью принял его, отзываясь о нем, как о человеке достойном, простой души, и, в знак расположения, подарил ему свой белый клобук .

Вечером 20 августа 1920 года митрополита Макария разбил частичный паралич.  Но и в болезни вел он жизнь подвижническую. Вставая в половине пятого, читал утренние молитвы, дневной Апостол, Евангелие, толкование, синодик, 3, 6 и 9 часы, садился за работу. В 7 часов молился за Литургией, вычитывая по служебнику все молитвы. После скромного завтрака вновь садился за труды. В праздности не находился ни единого часа. Скончался 1 марта 1926 года.

16 апреля 1957 года патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора.

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

6 июня 2011 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялось второе обретение мощей святителя Макария. Святые останки подвижника были помещены в новую раку .

31 августа 2016 года состоялось перенесение мощей свт. Макария из Троице-Сергиевой лавры в г. Горно-Алтайск. Мощи поместили в храме преподобного Макария Алтайского г. Горно-Алтайска до завершения строительства кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса .

В 2016 году году его имя внесено в святцы вновь образованного собора Алтайских святых .

 

This slideshow requires JavaScript.

Тропарь, глас 4

Боже́ственныя ве́ры пропове́данием,/ зе́млю Сиби́рскую озари́л еси́,/ теплоту́ и свет Христо́в источа́я,/ ко Христу́ мно́гия лю́ди приве́л еси́,/ первопресто́льному гра́ду Москве́ и всея́ России́ пресла́вное украше́ние яви́лся еси́,/ апо́стольским дея́нием ревну́я,/ созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ па́стырю наш до́брый святи́телю Мака́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся всем нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *