
Это очень важный вопрос. Он основан на убеждении, что источником христианского учения является только Писание, и если чего-то нет в прямых словах Христа, то этого делать нельзя.
Давайте разберем этот вопрос подробно, опираясь на текст Священного Писания и логику христианской веры.
1. Прямых слов Христа о молитве святым нет, но есть логика Церкви.
Действительно, в Евангелиях вы не найдете фразы: «А теперь молитесь Моей Матери и Апостолам». Земное служение Христа было сосредоточено на основании Церкви и спасении человечества. Однако Христос основал Церковь и обещал, что Дух Святой будет наставлять ее на всю истину (Ин. 16:13). Церковь — это не просто книга, а живой организм, который, руководствуясь Священным Преданием и Писанием, понимает, как правильно воплощать учение Христа в жизнь.
2. Молитва святым — это не молитва вместо Христа, а просьба о молитве вместе с ними.
Ключевое недоразумение часто кроется в самом слове «молиться».
В православной и католической традициях есть важное различие:
— Поклонение (лат. latria) — высшее поклонение, подобающее только Богу (Троице). Его мы воздаем лишь Отцу, Сыну и Святому Духу.
— Почитание (лат. dulia) — уважительное почитание, которое мы оказываем святым как угодникам Божиим.
— Особое почитание (лат. hyperdulia) — высшая степень почитания, которую мы оказываем Деве Марии как Матери Бога.
Когда мы «молимся» святому, мы не обращаемся к нему как к божеству, а просим его помолиться о нас Богу, точно так же, как мы просим помолиться о нас наших живых друзей-христиан.
Апостол Павел прямо призывает нас молиться друг за друга:
«…Братия! Молитесь о нас» (1 Фес. 5:25)
«Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16)
Разве смерть разрывает эту связь? Для Бога нет мертвых. Все живы у Него (Лк. 20:38). Если мы верим, что святые пребывают со Христом в вечности, значит, они более живы, чем мы, и их молитвы еще действеннее.
3. В Писании есть свидетельства о посредничестве святых.
Моисей и Илия на горе Преображения (Мф. 17:1-3): Явившись Христу, они беседовали с Ним. Это показывает, что святые Ветхого Завета живы, активны и общаются с Господом.
Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31): Богач, находясь в аду, просит Авраама (святого праотца) повлиять на своих живущих братьев. Это демонстрирует идею о том, что те, кто предстоит пред Богом, могут ходатайствовать за живых.
Книга Откровение (Апокалипсис): Иоанн Богослов видит на небесах, как «старцы» (святые) и ангелы приносят Богу молитвы святых (отсюда и известный образ кадильниц с курением, которое есть «молитвы святых» — Откр. 5:8, Откр. 8:3-4). Это прямое указание на то, что святые на небесах участвуют в молитвенном заступничестве за живущих на земле.
4. Почему это логично и правильно обращение к святым?
В Символе Веры мы исповедуем веру в «…во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Церковь едина и включает в себя как живых (Церковь воинствующую), так и усопших в вере (Церковь торжествующую). Молитвенное общение между частями Церкви — это естественно.
Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Святые, находясь в любви Божией, не становятся равнодушными к тем, кто еще на земле. Их любовь и желание молиться за нас только усиливаются.
Это не умаляет ходатайства Христа. Это ключевой момент. Христос — наш единственный Посредник (1 Тим. 2:5) перед Богом-Отцом. Молитвы святых — это не альтернатива, а часть этого единственного посредничества. Они молятся через Христа и во Христе, а мы просим их присоединить свои голоса к нашей молитве.
Поэтому можно сделать вывод : Христос не указывал, что «молитесь святым», но Он основал Церковь, в учении которой, основанном на Писании и опыте святых, молитвенное прошение к тем, кто уже достиг Царства Небесного, является логичным продолжением Веры в единство Церкви, силу молитвы и победу Христа над смертью. Мы просим святых не как богов, а как старших братьев и сестер по вере, наших заступников и молитвенников, чья любовь к Богу и к нам не закончилась с их земной жизнью.